Русский

Фазоил Атауллаханов

Механизмы стабилизации объема эритроцитов человека

Функциональная полноценность эритроцитов определяется высокой деформируемостью этих клеток, позволяющей им проходить по узким тканевым капиллярам. Высокая деформируемость эритроцитов обеспечивается благодаря поддержанию дисковидной формы при оптимальном соотношении между площадью поверхности и объемом клетки. В свою очередь, это соотношение поддерживается за счет стабилизации клеточного объема при заданной площади поверхности клетки. В работе с помощью математического моделирования исследовалась роль транспортной Na/K-АТФазы, активируемых кальцием калиевых каналов и метаболизма аденилатов в стабилизации объема эритроцитов человека при увеличении проницаемости клеточной мембраны для катионов. При этом учитывался вклад метаболитов гликолиза и аденилатов в осмотическое давление цитоплазмы. Показано, что наличие в клетке Na/K-АТФазы и двух противоположно направленных градиентов ионов Na+ и K+ позволяет значительно улучшить стабилизацию клеточного объема при увеличении проницаемости клеточной мембраны, по сравнению с гипотетическими клетками, в которых осмотический баланс между клеткой и средой достигается за счет градиента только одного иона (Na+). В этом случае объем эритроцита отклоняется от оптимального значения не более, чем на 10% при изменении проницаемости клеточной мембраны от 50 до 200 % от нормы. При наличии Na/K-АТФазы и активируемых кальцием калиевых каналов объем эритроцита отклоняется от оптимального значения не более, чем на 10% при изменении проницаемости клеточной мембраны от 50 до 850 % от нормы. Однако, в этом случае значительно (в несколько раз) могут изменяться внутриклеточные концентрации ионов. Система метаболизма аденилатов может обеспечить дополнительную регуляцию транспортных АТФаз в клетке за счет регуляции внутриклеточного уровня АТФ. При этом достигается стабилизация стационарных значений внутриклеточных концентраций ионов (ионный гомеостаз) и клеточного объема в пределах изменения проницаемости клеточной мембраны от 50 до 1500 % от нормы. В этом случае, однако, объем и внутриклеточные концентрации ионов могут сильно отклоняться от стабилизируемых значений при переходных процессах. Совместное функционирование транспортных систем и метаболизма аденилатов позволяет обеспечить ионный гомеостаз и эффективную стабилизацию объема эритроцитов (в пределах 5% отклонения от оптимального значения) как в стационарном режиме, так и при переходных процессах при увеличении проницаемости клеточной мембраны до 10-15 раз по сравнению с нормой.

Взаимодействие транспортных и метаболических систем в эритроцитах человека.  Сплошные лиловые стрелки показывают активные потоки, а пунктирные стрелки - пассивные потоки ионов через клеточную мембрану. Размер символов для ионов внутри и снаружи клетки пропорционален их концентрации. Синими кружками показаны транспортные Na/K-АТФаза и Ca-АТФаза. Синим прямоугольником показан активируемый кальцием калиевый канал (канал Гардоса). Красные стрелки показывают активирующее (+) и ингибирующее (-) влияние ионов и аденилатов на соответствующие транспортные и метаболические процессы. Зелеными стрелками показаны взаимопревращения между АТФ, АДФ и АМФ.
1 765
0
#эритроциты#метаболизм#ионный канал

Существует значимая корреляция между гиперактивацией тромбоцитов и их потреблением при COVID-19. Пилотное исследование на пациентах из больницы ЦКБ РАН (г. Троицк)

, , , , , , , ,

Известно, что при COVID-19 избыточная свёртываемость крови и, иногда, тромбоцитопения, могут быть характерными для тяжёлого течения заболевания. При этом роль тромбоцитов в патогенезе COVID-19 весьма противоречива. В рамках настоящего исследования нашей задачей было определение степени гиперактивации тромбоцитов пациентов с COVID-19. В исследовании была использована проточная цитометрия цельной крови, окрашенной аннексином-V и лактадгерином («PS + тромбоциты»). Также была разработана стохастическая математическая модель производства и потребления тромбоцитов. Экспериментально было показано, что процент PS + тромбоцитов у пациентов с COVID-19 был в два раза выше, чем у здоровых доноров. При это была получена статистически значимая корреляция между количеством PS+ тромбоцитов и процентом повреждения легких у пациентов. Не было обнаружено никакой связи между гибелью тромбоцитов и терапией пациентов в стационарах. Доля PS+ тромбоцитов была повышена только у пациентов с хроническими заболеваниями лёгких. Хотя у пациентов не наблюдалось выраженных тромбоцитопений, наблюдаемое увеличение размера тромбоцитов (параметр FSC-A в проточной цитометрии) может указывать на то, что возраст тромбоцитов у пациентов был снижен. Разработанная компьютерная модель производства-утилизации тромбоцитов подтверждает возможность интенсивного потребления тромбоцитов без значимых изменений их количества. Таким образом, можно заключить, что наблюдаемая гиперактивация тромбоцитов при COVID-19 может быть вызвана активацией тромбоцитов в кровотоке, что приводит к их потреблению, но не вызывает значительную тромбоцитопению.

Компьютерная модель производства и потребления тромбоцитов при тромбозе, вызванном COVID-19. A - Подробная схема модели (наиболее чувствительные реакции выделены красным). B - Зависимость среднего количества тромбоцитов (зеленая кривая и точки) и размера тромбоцитов (красная кривая и точки) от индекса потребления тромбоцитов в модели. Количество и размер тромбоцитов при отсутствии потребления находятся в областях, выделенных зеленым и красным прямоугольниками соответственно. C - Распределение тромбоцитов по размеру при отсутствии (зеленые столбцы) и наличии (красные столбцы) потребления (с индексом потребления, установленным на 2). Усы на всех графиках представляют SD.
10 294
0
#КОВИД-19#тромбоциты#свертывание#воспаление#гиперактивация

English

Fazly Ataullakhanov

Mechanisms of Human Erythrocytes Volume Stabilization

Functional completeness of erythrocytes depends on high deformability of these cells, that allows them to pass through narrow tissue capillaries. The erythrocytes high deformability is provided due to maintenance of discoid shape with an optimal cell surface area to volume ratio. In its turn this ratio is maintained due to cell volume stabilization at a given cell surface area. In this work, using mathematical simulation, we studied role of Na/K-ATPase, calcium activated potassium channels and adenylate metabolism in human erythrocyte volume stabilization at increase in cell membrane permeability to cations. The simulation took into account a contribution of glycolytic metabolites and adenylates to cytoplasm osmotic pressure. It was shown that the presence in the cell of Na/K-ATPase and two opposite transmembrane gradients of Na+ and K+ ions provide a significantly improved cell volume stabilization at the increase in cell membrane permeability, compared with hypothetical cells, in which the osmotic balance between cell and extracellular compartment is provided due to a gradient of only one ion (Na+). In this case the erythrocyte volume deviates from the optimal value by less than 10% at change in cell membrane permeability from 50 to 200% of its normal value. In this case, however, the intracellular ion concentrations may change significantly (by several times). The adenylate metabolism system can provide an additional regulation of transport ATPases due to regulation of intracellular ATP levels. Under these conditions stabilization of steady-state values of intracellular ion concentrations (ion homeostasis) and of cell volume in the range of cell membrane permeability changes from 50 to 1500% of the normal value. In this case, however, the cell volume and intracellular ion concentrations may significantly deviate from the stabilized values during transitional processes. Simultaneous function of both, ion transport systems and adenylate metabolism allows to provide ion homeostasis and efficient erythrocyte volume stabilization (within 5% deviation from the optimal value) both in steady-state conditions and during transitional processes at increase in cell membrane permeability up to 10-15 times compared with the normal value.

null
904
0
#red blood cells#metabolism#ion channel

A strong correlation exists between platelet consumption and platelet hyperactivation in COVID-19 patients. Pilot study of the patient cohort from CCH RAS Hospital (Troitsk).

, , , , , , , ,

It is known that in COVID-19, hypercoagulation and sometimes thrombocytopenia are related to disease severity. There is also controversial data on platelet participation in COVID-19 pathology. We aimed to determine the degree of platelet hyperactivation in COVID-19 patients. Whole blood flow cytometry with Annexin-V and lactadherin staining ("PS+ platelets") was utilized. Additionally, a stochastic mathematical model of platelet production and consumption was developed. Here we demonstrated that the percentage of PS+ platelets in COVID-19 patients was twofold that of healthy donors. There was a significant correlation between the amount of PS+ platelets and the percentage of lung damage in patients. No connection was found between platelet senescence and hospital therapy or patients' chronic diseases, except for chronic lung disease. Although no thrombocytopenia was observed in patients, the observed increase in platelet size (FSC-A parameter in flow cytometry) could indicate that platelet age is decreased in patients. The developed computational model of platelet turnover confirms the possibility of intense platelet consumption without noticeable changes in platelet count. We conclude that the observed platelet hyperactivation in COVID-19 could be caused by platelet activation in circulation, leading to platelet consumption without significant thrombocytopenia.

Computational model of platelet production in the presence of COVID-19 induced thrombosis. A – Detailed scheme of the model (most sensitive reactions are highlighted in red). B – Dependence of the average platelet count (green curve and dots) and platelet size (red curve and dots) from the platelet consumption index in the model. Platelet number and size in the absence of consumption lie in the areas, highlighted by green and red rectangles correspondingly. C – Platelet size distribution in the absence (green bars) and the presence (red bars) of consumption (with consumption index set to 2). Whiskers on all plots represent SD.
8 796
0
#COVID-19#platelets#coagulation#inflammation#hyperactivation