Русский

Maria Stepanyan

MSU, Faculty of physics

Существует значимая корреляция между гиперактивацией тромбоцитов и их потреблением при COVID-19. Пилотное исследование на пациентах из больницы ЦКБ РАН (г. Троицк)

, , , , , , , ,

Известно, что при COVID-19 избыточная свёртываемость крови и, иногда, тромбоцитопения, могут быть характерными для тяжёлого течения заболевания. При этом роль тромбоцитов в патогенезе COVID-19 весьма противоречива. В рамках настоящего исследования нашей задачей было определение степени гиперактивации тромбоцитов пациентов с COVID-19. В исследовании была использована проточная цитометрия цельной крови, окрашенной аннексином-V и лактадгерином («PS + тромбоциты»). Также была разработана стохастическая математическая модель производства и потребления тромбоцитов. Экспериментально было показано, что процент PS + тромбоцитов у пациентов с COVID-19 был в два раза выше, чем у здоровых доноров. При это была получена статистически значимая корреляция между количеством PS+ тромбоцитов и процентом повреждения легких у пациентов. Не было обнаружено никакой связи между гибелью тромбоцитов и терапией пациентов в стационарах. Доля PS+ тромбоцитов была повышена только у пациентов с хроническими заболеваниями лёгких. Хотя у пациентов не наблюдалось выраженных тромбоцитопений, наблюдаемое увеличение размера тромбоцитов (параметр FSC-A в проточной цитометрии) может указывать на то, что возраст тромбоцитов у пациентов был снижен. Разработанная компьютерная модель производства-утилизации тромбоцитов подтверждает возможность интенсивного потребления тромбоцитов без значимых изменений их количества. Таким образом, можно заключить, что наблюдаемая гиперактивация тромбоцитов при COVID-19 может быть вызвана активацией тромбоцитов в кровотоке, что приводит к их потреблению, но не вызывает значительную тромбоцитопению.

Компьютерная модель производства и потребления тромбоцитов при тромбозе, вызванном COVID-19. A - Подробная схема модели (наиболее чувствительные реакции выделены красным). B - Зависимость среднего количества тромбоцитов (зеленая кривая и точки) и размера тромбоцитов (красная кривая и точки) от индекса потребления тромбоцитов в модели. Количество и размер тромбоцитов при отсутствии потребления находятся в областях, выделенных зеленым и красным прямоугольниками соответственно. C - Распределение тромбоцитов по размеру при отсутствии (зеленые столбцы) и наличии (красные столбцы) потребления (с индексом потребления, установленным на 2). Усы на всех графиках представляют SD.
4 281
0
#КОВИД-19#тромбоциты#свертывание#воспаление#гиперактивация

Функциональные ответы тромбоцитов и внутриклеточная сигнализация: молекулярные связи. Часть 1: ответы

, ,

Тромбоциты крови – небольшие безъядерные клетки, основная задача которых – формирование «пробки» для предотвращения кровотечения при нарушении целостности кровеносных сосудов. Выполнение данной роли подразумевает набор функциональных ответов, индуцируемых различными агонистами и координируемых внутренней сетью передачи молекулярного сигнала. Понимание устройства данной сети является ключевой задачей как для фундаментальных исследований, так и для идентификации новых терапевтических мишеней при нарушениях системы гемостаза. Данная серия обзоров будет посвящена регуляции внутриклеточной сигнализации в тромбоцитах, исследованию молекулярной связи между активацией рецепторов и функциональными ответами тромбоцитов, а также о влиянии сигнальных путей друг на друга. Настоящая статья, первая из двух, сосредоточена на описании функциональных ответов тромбоцитов и условий, при которых они происходят.

Функциональные ответы тромбоцитов при формировании артериального тромба.
3 934
0
#гемостаз#активация тромбоцита#внутриклеточная сигнализация тромбоцита#тромбоз#тромбообразование

English

Maria Stepanyan

MSU, Faculty of physics

A strong correlation exists between platelet consumption and platelet hyperactivation in COVID-19 patients. Pilot study of the patient cohort from CCH RAS Hospital (Troitsk).

, , , , , , , ,

It is known that in COVID-19, hypercoagulation and sometimes thrombocytopenia are related to disease severity. There is also controversial data on platelet participation in COVID-19 pathology. We aimed to determine the degree of platelet hyperactivation in COVID-19 patients. Whole blood flow cytometry with Annexin-V and lactadherin staining ("PS+ platelets") was utilized. Additionally, a stochastic mathematical model of platelet production and consumption was developed. Here we demonstrated that the percentage of PS+ platelets in COVID-19 patients was twofold that of healthy donors. There was a significant correlation between the amount of PS+ platelets and the percentage of lung damage in patients. No connection was found between platelet senescence and hospital therapy or patients' chronic diseases, except for chronic lung disease. Although no thrombocytopenia was observed in patients, the observed increase in platelet size (FSC-A parameter in flow cytometry) could indicate that platelet age is decreased in patients. The developed computational model of platelet turnover confirms the possibility of intense platelet consumption without noticeable changes in platelet count. We conclude that the observed platelet hyperactivation in COVID-19 could be caused by platelet activation in circulation, leading to platelet consumption without significant thrombocytopenia.

Computational model of platelet production in the presence of COVID-19 induced thrombosis. A – Detailed scheme of the model (most sensitive reactions are highlighted in red). B – Dependence of the average platelet count (green curve and dots) and platelet size (red curve and dots) from the platelet consumption index in the model. Platelet number and size in the absence of consumption lie in the areas, highlighted by green and red rectangles correspondingly. C – Platelet size distribution in the absence (green bars) and the presence (red bars) of consumption (with consumption index set to 2). Whiskers on all plots represent SD.
2 966
0
#COVID-19#platelets#coagulation#inflammation#hyperactivation

Platelet functional responses and signalling: the molecular relationship. Part 1: responses.

Blood platelets are small anucleated cells whose main function is to form a plug upon vascular damage to stop bleeding. This role involves a number of functional responses induced by different agonists and coordinated by an intricate network of signal transduction pathways. Understanding this network is vital from both basic research point of view and for the purposes of drug target identification in thrombosis and hemostasis. This review series will focus on the regulation of platelet signalling, on tracking the molecular relationship between receptor activation and functional responses, and on the networking aspects of these pathways. The present paper, first one out of two, focuses on the description of platelet functional responses and of the conditions for their triggering.
Platelet functional responses within arterial thrombus.
2 711
0
#hemostasis#platelet activation#platelet intracellular signaling#thrombosis#thrombus formation